Аграрная весна — Максим Мартынюк

Весна в этом году оказалась поздней и долгожданной, но, наверное, мало кто ждал ее сильнее, чем представители сельскохозяйственного сектора.

В 2013 году весенние полевые работы начались 21 февраля. В 2014 и 2015 гг – 3 и 2 марта соответственно. В 2016 году, в котором был установлен исторический рекорд урожая – 66 млн тонн – посевная стартовала 23 февраля. В прошлом году аграрии вышли в поле 9 марта.

2 апреля 2018 года. Минимальная температура воздуха, по данным Гидрометцентра, в среднем, 3-4 градуса. В Сумской и Черниговской областях еще лежит снег. Сельхозпроизводители де-факто еще не начинали полевые работы — посеяно всего 5 тыс. гектаров. Для сравнения, на эту дату в прошлом году в Украине было посеяно 1,5 млн га ранних яровых культур, а посевная развернулась уже в 17 областях.

Паниковать или еще рано?

Прежде всего, хочу напомнить, что Украина сталкивается с неидеальными погодными условиями не в первый раз, и уж конечно, не в последний. Старожилы министерства приводят показательный пример одного из сезонов в середине 90-х гг, когда посевная началась только в 20-х числах апреля. И ничего – катастрофы не произошло.

Какие объективные риски ждут сельхозпроизводителей ввиду поздней и короткой весны?

Основной – это сокращение времени, отведенного на полевые работы, чтобы уложится в оптимальные технологические сроки. Фактически, окно сева вместо полутора месяцев составляет для ранних культур 20-25 дней.

Отсюда второй вызов – увеличение себестоимости посевной, в первую очередь – в части фонда заработной платы. Несколько смен для трактористов — это необходимость, когда у тебя горят сроки, и за эту срочность нужно будет заплатить. Сюда же относятся проблемы с логистикой сельхозтехники, которые неизбежно возникнут из-за повышенной интенсивности работ.

Третий риск присущ исключительно текущему сезону и известен как «эффект соевых правок». Он заключается в опасении, что сельхозпроизводители, опасаясь снижения закупочных цен на сумму невозмещенного теперь НДС, могут сократить посевные площади под масличными культурами – рапсом и соей. Предварительный мониторинг Минагрополитики показывает, что эти опасения не иллюзорны, но сильно преувеличены. Сокращение площадей возможно, но незначительное – в пределах 10% (даже в этом случае высвободившиеся площади простаивать не будут, а будут засеяны другими культурами). С возмещенным НДС или без него, но масличные культуры остаются одними из наиболее маржинальных и при этом сложно заменяемых в севообороте.

Теперь к хорошим новостям. Их несколько.

Первая – аграрии полностью обеспечены необходимыми для посевной ресурсами – топливом, семенами, СЗР, минудобрениями. В части последних были определенные волнения из-за повышения импортной пошлины на продукцию из РФ, но по факту рынок не заметил этого и цены даже немного просели – на 50-350 грн/тонну.

Вторая – рекордно-высокое количество влаги в почве, что делает, при условии соблюдения агротехнических сроков, условия для сева очень благоприятными.

Третья – соблюдение дедлайнов по госпрограммам поддержки, в результате чего сельхозпроизводители, в первую очередь небольшие, которые наиболее ограничены в средствах, смогут получить помощь как раз на пике потребности в ней.

Напоследок хочу сказать, что любой сельхозпроизводитель, безотносительно к масштабу бизнеса — 10 соток огорода или сотни тысяч гектар вертикально интегрированной компании – сталкивался с неблагоприятными погодными условиями. И знает, что кроме вызова, это еще и опыт, который позволяет становиться успешными.

 

У Вас возникли дополнительные вопросы?
Будем рады помочь!