Что делать, чтобы фермеры не боялись объединяться в кооперативы

Еще два года назад на волне развития идеи кооперации это направление стали поддерживать крупные производители сельхозпродукции, однако сегодня реалии рынка заставляют пересматривать эти планы, смещаясь в сторону поддержки более мелких организаций — семейных ферм

Если разделить кооперативы по видам, то из 552 действующих объединений 267 — многофункциональные, 148 заготовительно-сбытовые, 103 кооператива занимаются предоставлением других услуг, а 20 и 14 — переработкой агропродукции и снабжением соответственно.

«Кооператоры в январе-июле реализовали 24,9 тыс. тонн молока, 28,3 тонны мяса, 2,5 тыс. тонн зерна, 2,2 тыс. тонн плодоовощной продукции», — утверждают в Минагрополитики.

Украинский аграрный рынок в свое время корпел над созданием мощного кооперативного движения, преследуя цель упрощения работы фермеров и составления ими конкуренции крупному агробизнесу. Еще два года назад на волне развития идеи кооперации на селе это направление стали поддерживать крупные производители сельхозпродукции, однако сегодня реалии рынка заставляют пересматривать эти планы, смещаясь в сторону поддержки более мелких организаций — семейных ферм. Но эксперты уверены: будущее у кооперации в Украине есть, хотя и не в близкой перспективе.

Что имеем — не храним

По данным Минагропрода, по итогам первого полугодия 2015 года из зарегистрированных 1011 (практически столько же было и в 2014 году) кооперативов реально осуществляют хозяйственную деятельность лишь 552, или 55%.

При этом львиная доля кооперативных объединений — молочные кооперативы (155). Почти столько же — 145 формирований — специализируются на растениеводстве. Работают также 15 мясных, 63 плодоовощных, 33 зерновых кооператива, еще 141 объединение имеет другие профили деятельности.

По данным профильного министерства, господдержка сельхозкооперативов осуществляется в рамках бюджетной программы «Финансовая поддержка мероприятий в агропромышленном комплексе». Законодательно предусмотрено предоставление сельхозкооперативам на конкурсной основе безвозвратной финансовой поддержки в размере 90% стоимости техники и оборудования отечественного производства. Однако, признают чиновники, в связи с ограниченными возможностями госбюджета в 2014-2015 годах расходы на поддержку кооперативов не предусматривались.

Частные инициативы

Вместо государства поддержкой кооператоров занялись крупные агрокомпании. Например, молочная компания «Данон» в прошлом году за каждый литр молока, сданного на перерабатывающие заводы, доплачивала членам кооперативов 0,2 грн на развитие хозяйства. В общей сложности в развитие кооперации компания уже вложила 1,4 млн евро. «Программа по развитию молочных кооперативов была запущенна в 2010-м. И стала успешным примером сотрудничества бизнеса, неприбыльных, неправительственных организаций и правительств разных стран. В этом году мы вышли на следующий уровень — развитие семейных ферм. На данном этапе создаем условия и мотивацию уже существующим домашним хозяйствам для дальнейшего роста — реконструкции коровников, увеличения поголовья коров и их производительности, повышения качества молока. Семейные фермы подразумевают применение профессионального подхода к ведению хозяйства. Для фермера это более высокие надои и, следовательно, более высокий доход. Для компании — стабильные поставки высококачественного сырья», — отмечают в компании.

Помимо молочного направления, активно развивается кооперация в ягодном бизнесе. Та же «Данон», к примеру, сотрудничает с семейными фермами в Тернопольской и Львовской областях. Фермеры выращивают клубнику для дальнейшего ее использования при производстве йогуртов. Кооперативы созданы путем совместного финансирования: 53 тыс. евро инвестировали партнеры проекта и столько же — сами фермеры. Согласно концепции проекта, кооператив может продавать 20% урожая на «свежий рынок» и 80% — на переработку. В 2014 году кооператоры собрали 278 тонн клубники с 20 га, из которых 214 тонн сдали на переработку, 14 тонн — реализовали на рынке.

В октябре текущего года агрохолдинг «Мрия» инициировал создание первого пилотного кооператива «Файна Поляна» в Тернопольской области, специализирующегося на выращивании малины. Руководитель социально-инвестиционного отдела холдинга Василий Мартюк рассказал, что в проект инвестировано 0,5 млн грн, в основном — в посадочный материал и технику для ухода за малиной. Присоединиться к проекту уже согласились 30 семей, сажать этой осенью малину будут на ориентировочной площади 5 га. Работать объединение будет на условиях софинансирования. «Члены кооператива платят 2 грн при рыночной цене саженцев 15-30 грн. Разницу компенсирует «Мрия», — уточнил Василий Мартюк. К 2017 году в кооператив должны войти 100 семей, и их доход увеличится в среднем на 3 млн грн. Со сбытом продукции фермерам также обещают помочь: их продукцию будут продавать на рынке, а крупные партии даже обещают отправлять на экспорт. По словам Мартынюка, уже сегодня есть предварительные договоренности с компаниями, которые осуществляют «заморозку» ягод и занимаются их экспортом в Польшу, Германию, Австрию. Одновременно с этим планируется создание кооперативов в других сельских общинах, где работает агрохолдинг «Мрия» — по выращиванию ежевики, голубики, крыжовника, смородины.

Не только крупный бизнес, но и региональные производители стараются объединять аграриев. В Тернопольской области в октябре начал работу кооператив «Бучацкий Экопродукт», который будет работать в животноводстве, садоводстве и растениеводстве. «Идея его создания возникла в связи с развитием в районе садоводства, но жизнь внесла свои коррективы, и кооператив стал молочным. Дело в том, что в селе люди, работающие на ферме, смогли воспользоваться прибором для измерения жирности молока и были поражены, когда увидели, что сельское молоко имеет среднюю жирность 4,2%, а заводы принимают его как жирностью 2,8%. Это и стало толчком для основания кооператива», — рассказывает председатель наблюдательного совета компании «Бучачагрохлибпром» Петр Гадз.

По словам председателя кооператива Олега Грицака, появление кооператива как конкурента на рынке заготовки молока заставляет других заготовителей повышать цену на него. «Мы рассчитываемся за сданное молоко без задержек, каждую декаду, и теперь другие заготовители тоже вынуждены платить регулярно, не допускать задолженности», — говорит он. Чтобы стать членом кооператива, человек пишет заявление, платит 10 грн вступительного взноса и с ним оформляется договор. «В дальнейшем будем оказывать ветеринарные и зоотехнические услуги. Кроме того, вскоре начнем заготавливать у членов кооператива мясо: если люди соберут в селе для сдачи 20 или 30 бычков, то цена будет значительно выше, чем когда каждый продает отдельно», — отмечает он. Также уже сейчас с членами кооператива заключаются договоры по садоводству. Они платят за саженцы 40% стоимости, а 60% отдадут потом яблоками или ягодами.

Потенциальная выгода

Не остаются в стороне и глобальные финансовые институты. В начале года вице-президент Союза сельскохозяйственных обслуживающих кооперативов Виталий Львов рассказывал о том, что Украина ведет переговоры с западными инвесторами по вопросу привлечения на развитие кооперации $100 млн сроком на 20 лет под 3%. По его мнению, успешное динамичное развитие агропроизводства в Украине без кооперации невозможно. Эксперт, допускает, что семейные фермы могли бы стать подспорьем в организации кооперативного движения. Развитие и кооперация неизбежны, говорит Геннадий Новиков, председатель Аграрного союза Украины. По его словам, игрокам аграрного рынка нужно объединяться для возможности реального влияния на ситуацию и создания нормальной среды для работы.

Однако заместитель председателя Всеукраинского аграрного совета Михаил Соколов считает, что создавать кооперативы сейчас не нужно. «Существующая кооперативная система не дает нужных финансовых результатов», — говорит он. По словам Соколова, на Западе членами кооператива являются юрлица, кооператив закупает у них продукцию и продает им все, что необходимо для агропроизводства. При этом кооператив получает финансовый результат, который распределяется между членами кооператива пропорционально сделанному с каждым членом обороту — это называется патронажными дивидендами, они не облагаются налогом на прибыль на уровне кооператива, но формируют доход производителя сельхозпродукции. В Украине же такая схема не работает. И причин этому несколько. Во-первых, в производственных кооперативах, которые могут закупать и продавать продукцию своим членам, юридические лица не могут быть полноправными членами (членами с правом голоса); во-вторых, обслуживающие кооперативы, членами которых могут быть юридические лица, не имеют права закупать продукцию у своих членов (право собственности не может переходить от члена в кооператив — запрещено законом).

Эксперт аграрных рынков Роман Коринец говорит, что в Украине к кооперативам как к форме агробизнеса относятся со скептицизмом.

«Роль кооперативов остается незначительной. Если в Польше в них занято 50% сельского населения, то у нас — всего 0,2%», — отмечает он.

Главный «тормоз», по его мнению, — отсутствие знаний и информации о такой форме организации труда. «Если бы чиновники из Кабмина и народные депутаты понимали сущность кооперации, знали о тех выгодах, которые могут получить крестьяне от деятельности подобных объединений, разве бы они стали лишать их статуса неприбыльных организаций?» — возмущается он. Вместе с тем, по его словам, у кооперативов есть все шансы вести успешную деятельность при наличии адекватной законодательной базы.

Дело

У Вас возникли дополнительные вопросы?
Будем рады помочь!