Что ждет мировую экономику: факторы падения и точки роста

Прогнозы могут оказаться излишне пессимистичными

Политический кризис в Украине оказал меньшее отрицательное влияние на национальную экономику, чем мог бы. И в мировом масштабе в последнее время появились признаки того, что с глобальной экономикой может быть не так плохо, как сейчас видится.

В начале апреля МВФ и Всемирной банк опубликовали свой очередной квартальный прогноз для мировой экономики, сделав акцент на ухудшении показателей. В воскресенье, 17 апреля неудачей – без подписания соглашения – закончились переговоры в Дохе о заморозке уровня добычи нефти. Одновременно обозначились и факторы, которые не были учтены в прогнозах и потенциально способны повлиять на изменение ситуации к лучшему:

  •     улучшение инфляционной ситуации в Европе;
  •     укрепление экономики Китая по итогам первого квартала;
  •     борьба с уклонением и оптимизацией налогов как реакция на панамский офшорный скандал.


Чего ожидают МВФ и Всемирный банк

Мировая экономика в 2016 г. вырастет на 3,2% (прогноз снижен на 0,2 процентных пункта по сравнению с тем, что предсказывалось в январе), а в 2017 г. – на 0,1 п. п., до 3,5% (в прошлом году мировой ВВП увеличился на 3,1%).

В целом глобальная экономика страдает от девальвационных войн, геополитических конфликтов и спада торговли. Страны все чаще прибегают к протекционистским мерам, а устойчиво низкий рост расширяет эту практику, что только ослабит потенциал роста мирового ВВП.

Глобальная экономика страдает от девальвационных войн, геополитических конфликтов и спада торговли

Оценка роста экономик развитых стран снижена на 0,2 п. п., до 1,9% в 2016 г. Прогноз роста экономики США на текущий год понижен с 2,6 до 2,4%, на 2017 г. – с 2,6 до 2,5%. Экономика еврозоны в 2016 г. увеличится только на 1,5% (хуже на 0,2 п. п.) – спад инвестиций, высокий уровень безработицы сокращают возможности для роста. Экономика Японии в этому году вырастет только на 0,5%, в 2017 г. ее ждет сокращение на 0,1%.

Развивающиеся страны пока сохранят относительно высокие показатели: их ВВП в 2016 г. вырастет на 4,5% (на 0,2 п. п. меньше предыдущего прогноза), а в 2017 г. – на 5,1%. Самые разочаровывающие показатели у Бразилии – прогноз на 2016 г. ухудшен на 0,3 п. п., ВВП страны сократится на 3,8%.

В прогнозах учитывается волатильность валют и нестабильность на финансовых рынках – за последние два года отток капитала с развивающихся рынков превысил $846 млрд и может составить $450 млрд в 2016 г. Для сравнения: в 2010–2014 гг. среднегодовой приток частного капитала в эти страны превышал $1,2 трлн. Для сохранения устойчивости развивающиеся страны должны сокращать госдолг, увеличивать валютные резервы и вводить более гибкий курс валют.

Средняя цена нефти Brent в этом году составит $34,75, в следующем – $41.

Производство и торговля в мире остаются в уязвимом положении из-за падения цен на сырье и сокращения инвестиций в добывающие отрасли.

Низкий рост производительности труда становится все более актуальной проблемой не только для развитых, но и для развивающихся стран. При этом последние по-прежнему заметно уступают развитым странам по доле расходов на НИОКР в ВВП (0,6% против 2%), но в Китае это соотношение уже достигло 2%. В развитых странах значительно выше уровень частных инвестиций и инвестиций университетов, тогда как уровень государственных вложений примерно одинаков (в среднем 0,25%)

Срыв договоренности о замораживании уровня добычи нефти

17 апреля представители 18 стран, на долю которых приходится около половина мировой добычи нефти, встретились в Дохе, столице Катара. Впервые за много лет ОПЕК и производители, не входящие в ОПЕК (Россия, Казахстан, Азербайджан, Мексика, Колумбия, Оман и Бахрейн) сделали попытку договориться о координации деятельности. Речь шла о том, чтобы заморозить добычу нефти на нынешнем уровне, что должно было бы, как минимум, остановить падение цен на нее.

Накануне встречи эксперты подсчитали, что в совокупности с конца 2014 г. производители нефти потратили $315 млрд своих валютных резервов из-за снижения цен на рынке. Только за последние три месяца 2015 г. они истратили $54 млрд. При этом больше всех потеряла Саудовская Аравия – $138 млрд.

Еще на этапе подготовки встречи Иран и Ливия (обе страны – члены ОПЕК) отказались от участия в ней. В Ливии сейчас просто нет дееспособного центрального правительства. Иран же категорически отказывается ограничивать свою добычу, пока не будет достигнут досанкционный уровень 4 млн баррелей в сутки (сейчас страна добывает 3,5 млн баррелей в сутки, из которых 2 млн экспортирует).

Несмотря на демарш Ирана, накануне встречи считалось, что соглашение будет подписано, и добыча будет заморожена до октября этого года на мартовском уровне. Но как только встреча началась, представители Саудовской Аравии неожиданно заявили, что не подпишут соглашение без участия Ирана. Начались долгие и трудные переговоры в разных составах участников, в ходе которых сауддтиты пытались изменить согласованный проект соглашения, вписав в него выгодные для себя условия, но этому воспротивились другие участники. В следующий раз нефтедобывающие страны могут обсудить возможную заморозку добычи на встрече ОПЕК в июне.

Улучшение инфляционной ситуации в Европе

В марте инфляция в целом в странах евро вышла из «красной зоны»: рост потребительских цен был нулевым по сравнению с мартом прошлого года, тогда как в феврале они снизились на 0,2%. Главной проблемой остается дешевеющее автомобильное горючее – минус 8,7% в годовом выражении Однако ключевой показатель инфляции, который не учитывает цен на продовольствие и энергоносители, вырос на 1% против 0,8% в феврале. Эксперты считают такой результат доказательством того, что масштабная программа количественного смягчения, реализуемая Европейским центробанком, наконец начала приносить плоды.

И в Великобритании инфляция в немного отошла от опасной отметки: в марте она составила 0,5%. Впрочем, до целевого показателя – 2% годовых, установленного Банком Англии, пока далеко. Сам регулятор полагает, что в этом году инфляция не превысит 1%. А эксперты не ждут от него активных действий – ситуация экономике страны неопределенна, во многом из-за грядущего 23 июня референдума о членстве в ЕС. 15 апреля в стране официально начата агитация, связанная с референдумом. Кампанию за сохранение страны в составе ЕС возглавила организация «Британия сильнее в Европе». Ей противостоит «Голосуй за выход», которую возглавили политики-консерваторы, не согласные в вопросе о ЕС с лидером партии Дэвидом Кэмероном. Опросы общественного мнения пока не выявляют преимущества позиций.

Выход Британии из ЕС может нанести серьезный ущерб мировой экономике

Одна только возможность выхода Великобритании из ЕС привела к тому, что МВФ снизил прогноза роста ВВП страны на 0,3 п. п. до 1,9% в 2016 г. Выход может нанести серьезный ущерб и мировой экономике, разрушив сложившиеся торговые связи, считают эксперты МВФ. Директор-распорядитель МВФ Кристин Лагард заявила, что угроза выхода Великобритании из Евросоюза – «предупреждение, но пока не сигнал тревоги для мировой экономики».

На этом фоне Италия пытается продемонстрировать самостоятельность своей банковской системы в рамках ЕС. Сейчас Рим отказывается от сотрудничества с Еврокомиссией по вопросу поддержки банковского сектора, и на днях объявил о создании специального фонда Atlante для спасения слабых банков. Это решение может вызвать недовольство Брюсселя, потому что в создании фонда участвует и один государственный банк. По замыслу правительства, Atlante будет помогать слабым банкам продавать акции и избавляться от просроченных кредитов (всего в финансовой системе страны их накопилось на 360 млрд евро). Размер фонда составит 5 млрд евро, крупнейшими его донорами станут банки UniCredit, Intesa Sanpaolo и UBI Banca. Правительство со своей стороны обещает оперативно привести национальный закон о банкротстве в соответствие с общеевропейским. Это позволит значительно ускорить процедуру банкротства и сроки возврата денег вкладчикам (сейчас в Италии в среднем для этого требуется 8 лет).

«Строптивость» проявляют и некоторые итальянские банки. Так РФ в этом году предполагает занять на внешних рынках до $3 млрд путем размещения облигаций. Формально российские еврооблигации не подпадают под санкции, но они могут подорвать эффективность международных санкций против России. Поэтому неофициально Вашингтон и Брюссель рекомендуют банкам не приобретать эти ценные бумаги. Многие согласились с этим, но итальянский Intesa заявил, что будет участвовать в российских еврооблигациях. Напомним, группа Intesa Sanpaolo сейчас контролирует украинский «Правэкс-банк».

Укрепление экономики Китая

По итогам первого квартала темпы роста ВВП Китая оказался минимальным за семь лет, но не хуже прогнозов – 6,7%. При этом индексы, отражающее состояние ключевых секторов экономики, указывают, по крайней мере, на стабилизацию ситуации. Розничные продажи увеличились на 10,5%, объем промышленного производства – на 6,8% и инвестиций в основные фонды – на 10,7%, все эти результаты оказались выше прогнозов.

Объем экспорта в месячном измерении в марте вырос впервые за 9 месяцев – на 11,5%. Разумеется, отчасти сказались эффект низкой базы и сезонные факторы – из-за празднования Нового года по лунному календарю деловая активность в феврале была очень слабой. Но одновременно сокращение импорта оказалось меньшим, чем прогнозировалось (7,6%), а импорт сырья – нефти, меди и железной руды – значительно вырос, что может указывать на оживление активности в промышленности.

Одновременно Китай продолжает усиливать свои позиции на мировых финансовых площадках. Несколько месяцев назад юань стал одной из резервных валют МВФ, а теперь китайцы претендуют на то, чтобы назначать цену на золото. Речь идет об юаневом фиксинге который Пекин намерен запустить 19 апреля на Шанхайской бирже золота. В ежедневных аукционах, по результатам которых будет устанавливаться цена на золото, кроме 16 крупнейших китайских банков примут участие и два иностранных: ANZ и Standard Bank. Но конечно, для того, чтобы составить конкуренцию золотым фиксингам в Лондоне и Нью-Йорке, китайцам потребуется, как минимум, много времени.

«Панамагейт» и борьба с офшорами

Скандал с панамскими офшорами может дать новый импульс международной борьбе с уклонениями от уплаты налогов и тем, что не нарушает уголовный кодекс, но вступает в конфликт с этическим, т. е. с оптимизацией налогов.

15 апреля министры финансов Великобритании, Германии, Испании, Италии и Франции, приехавшие в Нью-Йорк на весеннюю сессию МВФ и Всемирного банка, объявили о договоренности активизировать борьбу с уклонением от уплаты налогов и отмыванием денег через подставные компании. Кроме того, правительства этих стран намерены «приложить все усилия для установления истинных владельцев офшорных компаний». Сама же Панама, репутация которой была изрядно подмочена скандалом, объявила, что согласна принять международные стандарты налоговой отчетности и присоединиться к системе обмена банковскими и налоговыми данными. США затруднили вывод из страны штаб-квартир корпораций через схемы, использующие офшорные юрисдикции.

Эффективность подобных заявлений не следует преувеличивать, но в то же время они способны привести к тому, что какая-то часть денег будет дополнительно оставаться в странах происхождения и работать на их экономики.

Сегодня

У Вас возникли дополнительные вопросы?
Будем рады помочь!