Экономическое самочувствие Китая

В период массового нездоровья национальных экономик особое внимание мирового сообщества обращено на экономическое самочувствие Китая.

В середине этого года стали появляться статьи и мнения экспертов о том, что китайская экономика пошла на посадку, диспропорции выходят на опасный уровень, и локомотив мировой экономики начинает выдыхаться.       

Некоторые ключевые индикаторы на диаграмме слева указывают на понижающую тенденцию в экономическом развитии Китая, начиная с после кризисного 2009 года.

Вместе с тем, необходимо отметить следующее:

а) показатели роста, которые были достигнуты в середине текущего года, недостижимы для подавляющего числа стран мира;

б) эти показатели были прогнозируемыми, как со стороны экспертов, так и правительства КНР, особенно по росту ВВП, а это означает достаточную управляемость в отношении макроэкономического процесса на данном этапе;

в) указанный рост происходит от внушительной исходной базы;

г) акцент в экономической политике Китая переносится с роста на структурные преобразования.    

Экономика роста, в частности, за счет активного наращивания экспорта и широкого использования товарных сегментов мирового рынка с низкой и средней добавленной стоимостью и технологичностью, отходит в прошлое. Определенным подтверждением этого является процесс сокращения импорта и переключение на собственные поставки — импортозамещение. Доля ма­те­ри­а­лов ино­стран­но­го про­из­вод­ства в ки­тай­ском экс­пор­те по­след­ние 10 лет со­кра­ща­ет­ся в сред­нем на 1,6 про­цент­ных пунк­та в год и в 2015 г. сни­зи­лась до 19,6% при том, что в се­ре­дине 90-х, по офи­ци­аль­ным дан­ным, со­став­ля­ла более 40%.

Чтобы по­мочь мест­ным про­из­во­ди­те­лям осво­ить про­из­вод­ство более до­ро­гих и качественных то­варов и ма­те­ри­а­лов, ки­тай­ское пра­ви­тель­ство в про­шлом году вы­де­ли­ло на исследования и разработки $213 млрд. или 2,1% от ВВП и объ­яви­ло о пла­нах под­нять ис­поль­зо­ва­ние ос­нов­ных ком­по­нен­тов и клю­че­вых ма­те­ри­а­лов оте­че­ствен­но­го про­из­вод­ства до 40% к 2020 году и до 70% — к 2025 году.

Замедление роста промышленного производства при активном росте розничных продаж показывает, что экономика Китая движется по пути трансформации. Согласно официальным данным, уровень внутреннего потребления обеспечил 71% роста ВВП в течение трех кварталов этого года по сравнению с 66,4% в 2015 г. В этом отношении мотором роста вместо промышленности и экспорта становится внутренний спрос на товары и услуги.

Китай проводит политику активного стимулирования экономики, поддерживая спрос посредством:

а) государственных инвестиций в инфраструктуру,

б) инвестиций в недвижимость,

в) кредитования.

Так, по данным Народного банка Китая, объемы совокупного социального финансирования в сентябре выросли на 1,72 трлн. юаней, превысив прогнозы на 0,33 трлн. юаней и став значительно выше уровня августа — 1,47 трлн. юаней. Объем новых кредитов в экономике составил 1,22 трлн. юаней, превысив прогнозы на 0,22 трлн. и августовский показатель — на  0,95 трлн. юаней. Объем банковских кредитов вырос на 13% в 2015 году, и за январь-сентябрь этого года общий объем банковского кредитования увеличился на 10,96 трлн. юаней (около $1,6 трлн.).

Обратной стороной медали стали серьезные угрозы:

  1. угроза долгового кризиса. По оценке Банка международных расчетов, чрезмерный рост кредитования в Китае свидетельствует об увеличении риска банковского кризиса в ближайшие три года. На конец 2015 года общий объем кредитования в Китае составлял 255% ВВП, подскочив за восемь лет на 107 процентных пунктов. Объем непогашенной задолженности по кредитам достигает $28 трлн., что сопоставимо с банковскими системами США и Японии вместе взятыми. Так, корпоративный сегмент Китая страдает от долга в $18 трлн., что равно примерно 169% ВВП Китая. В тоже время в первой половине этого года прибыль примерно 25% китайских компаний оказалась слишком низкой, чтобы покрыть долги на фоне падения доходов и возрастания долгового бремени;
  2. угроза «пузыря» на рынке недвижимости. В 2015 году цены на жилье выросли в среднем на 16%, а в больших городах — в два и даже три раза, при том, что в стране наблюдается избыток жилой недвижимости и пустыми стоят целые кварталы. Усиливается дисбаланс между замедляющимся ростом доходов в связи со структурными изменениями в экономике, что делает жилье менее доступным, с одной стороны, и ажиотажем по приобретению жилья за счет ипотечных кредитов, с другой. Легкое кредитование питает спекуляции, хотя некоторые специалисты реальную проблему видят в ограничениях обеспечения землей жилищного строительства.

Политика поддержки спроса получила ободряющие сигналы в последние месяцы. По данным Национального бюро статистики Китая, индекс деловой активности в промышленности вырос до самого высокого показателя с июля 2014 году. Так, индекс менеджеров по закупкам в сфере промышленности вырос до 51,2 п. в октябре, в августе и сентябре он держался на уровне 50,4 п. (показатель выше 50 п. сигнализирует о росте активности). Индекс для непромышленной сферы вырос до 54 п. в октябре с 53,7 п. в сентябре. Такие сигналы показывают правительству, что оно может фокусировать внимание на контроле кредитных рисков и сдерживанию цен на жилье.

В октябре были представлены принципы борьбы с ростом корпоративного долга, который может дестабилизировать вторую по величине экономику в мире. Правительство Китая планирует использовать многосторонний подход к сокращению задолженности компаний, в том числе поощрение сделок слияния и поглощения, банкротств, замену долговых обязательств акциями и фондирование долга, в соответствии с принципами, разработанными Госсоветом КНР.

А в начале ноября неожиданно был отправлен в отставку, почти за два года до окончания срока полномочий, министр финансов КНР Лу Цзивей. По мнению наблюдателей, он являлся инициатором жестких мер, включая попытки справиться с долговым ростом, и его отставка означает то, что Пекин в настоящее время больше озаботился краткосрочным ростом, нежели болезненными капитальными структурными преобразованиями экономики.

Надо полагать, что Китай, который в короткое время сумел трансформироваться из аграрной страны во «всемирную фабрику» и теперь идет по пути кардинальной структурной модернизации, преодолеет некоторое «недомогание» на этом пути.

УкрАгроКонсалт

У Вас возникли дополнительные вопросы?
Будем рады помочь!