Казахстан. Хлебом едимым…

Пожалуй, ничто не контролирует наше государство столь же усиленно, как цены на хлеб. Может в разы подскочить стоимость мяса и овощей — власти лишь руками разведут и найдут объективные объяснялки для данного факта; могут несколько раз смениться ценники на автозаправках — в правительстве лишь головой покачают да пальцем владельцам бензоколонок погрозят. Но если вдруг на 1 тенге подорожает «кирпич» заводского — госкаратели беспощадны. А как же — социально значимый продукт становится недоступным… Между тем госрегулирование цен на хлеб уже выходит боком не только пекарям, но и покупателям.

Сначала немного истории предлагает «Мегаполис». Государство начало бдеть за ценообразованием на хлеб с 2007 года. Тогда из-за привлекательных цен на зерно на внешних рынках основная часть пшеницы пошла на экспорт, а зерно, мука и, как следствие, хлеб в самом Казахстане подорожали сразу в 1,5 раза. Правительство в экстренном порядке ввело эмбарго на экспорт пшеницы, а ценообразование на хлеб взяло под жёсткий контроль. Тогда предельную цену для хлебозаводов установили на уровне 39 тенге.

Лет прошло с тех пор немало, но каждый дополнительный тенге на булку добавляется после долгих дискуссий в акиматах. Справедливости ради стоит отметить, что сдерживают цены не только за счёт пекарей. В каждой области заключаются меморандумы между акиматом, Продкорпорацией, хлебозаводом, нередко свои подписи под документом ставят энергетики и поставщики ГСМ. У каждой из структур своя задача: хлебозавод должен держать цену на хлеб, Продкорпорация — поставлять по мере надобности удешевлённое зерно из своих ресурсов для пекарей, энергетики и поставщики ГСМ — соответственно, делать скидку стратегическому хлебозаводу на свои товары и услуги. А акимат должен всё это контролировать. Но, как показала практика, работают без сбоев данные меморандумы не всегда.

— У нас ещё нового зерна нет, но уже началось снижение цены. Это потому, что происходит утечка этого удешевлённого зерна на рынок. Мы даже не исключаем, что оно иногда уходит и на экспорт, — признался еще в августе в кулуарах правительства журналистам министр сельского хозяйства РК Асылжан Мамытбеков.

Оценив все нюансы практики сдерживания цен на хлеб, министр даже заявил: не исключено что в обозримом будущем от госрегулирования в данной отрасли правительство откажется.

— Хлеб должен стоить столько, сколько он должен стоить. А люди, которые относятся к социально уязвимым слоям населения, должны получать соответствующие пособия, — сказал Асылжан Мамытбеков.

Это было бы выгодно всем, ведь даже те же пенсионеры, которых относят к социально уязвимым слоям населения, предпочитают брать не заводской, а маленькие булочки бородинского или ароматного. Некоторые считают, что такой хлеб полезнее, а некоторые просто понимают, что стандартный «кирпич» не осилят. Государство же сдерживает цены только на самый распространённый вид хлеба. То есть можно предположить, что усилия многих ведомств на самом деле никому не нужны. Кроме того, в случае отказа от госрегулирования, бурного роста цен на «социальный продукт» не прогнозирует ни аграрное ведомство, ни профсоюз мукомолов.

— С учётом цен на муку, рентабельности и розничной наценки стоит ждать 20-25% роста цен, не более. Учитывая то, что хлеб и крупы вместе в структуре потребления казахстанцев занимают примерно 13%, я не думаю, что это как-то повлияет на благосостояние наших граждан, — сказал нам президент Союза зернопереработчиков Казахстана Евгений Ган.

Но, как бы то ни было, в этом году от госрегулирования цен на хлеб не откажутся. Основная причина — неповоротливость бюрократической машины.

Между тем потребители всё чаще жалуются на плохое качество хлеба. В Казахстанском НИИ переработки сельскохозяйственной продукции предположили, что ухудшение вкуса хлеба может быть связано с некачественным сырьём.

— 2011 и 2012 годы были достаточно сложными, качество зерна не всегда соответствовало оптимальным хлебопекарным нормам. В этом году мы проверили несколько первых образцов пшеницы. Могу сказать, что, несмотря на июнь, в котором выпало осадков в 3 раза больше нормы, жаркое начало осени зерно высушило, и показатель клейковины — 24-26. Это норма, — говорит директор НИИ переработки сельскохозяйственной продукции Даригаш Шаймерденова.

Иными словами, когда в пекарни поступит мука из пшеницы нового урожая, стоит ждать вкусного хлеба на прилавках. Но президент Союза зернопереработчиков Казахстана Евгений Ган настроен скептически.

— Производитель старается минимизировать свои затраты, чтобы быть хоть немного рентабельным. Поэтому в этот хлеб и муку старается подешевле пустить, которая не всегда хорошего качества, и на остальных ингредиентах экономит, — считает главный мукомол страны.

Ходят байки, что некоторые пекари и не проданный магазинами хлеб, вместо того чтобы выкинуть, перемалывают и снова в дело пускают… Так ли это — судить не берёмся, но то, что хлеб уже не тот, заметил даже президент.

— В Астане нет хорошего хлеба! — посетовал Нурсултан Назарбаев на одном из совещаний.

Мегаполис


 
 

У Вас возникли дополнительные вопросы?
Будем рады помочь!