Крымские аграрии испытывают проблему со сбытом зерна

Нынешним летом крымские аграрии собрали 1,2 миллиона тонн зерна. Это хороший для республики показатель. Но продать зерно оказалось практически невозможно. Сказываются санкции ЕС и рекордный урожай зерновых, собранный в России.

— Почти 65 процентов валовой сельхозпродукции Крыма в предыдущие годы составляло зерно, а в нынешнем году его удельный вес будет еще больше, — рассказал министр сельского хозяйства Крыма Николай Полюшкин. —  Уже собрали 1,2 миллиона тонн, из которых пшеницы 660 тысяч тонн, и половина — продовольственной. Крыму на год нужно минимум 210 тысяч тонн, то есть излишки можно продать. Но рынок практически стоит.

Крымское зерно, которое всегда пользовалось спросом из-за своего высокого качества, вдруг оказалось невостребованным. Причина в том, что Украина объявила Крым оккупированной территорией, после чего последовали санкции Евросоюза, очередная порция которых коснулась двух крымских портов — Севастопольского и Керченского, где как раз и расположены зерновые терминалы. То есть ни одно иностранное судно за крымским зерном в нынешнем году не придет. По этой причине и крупнейшие российские зернотрейдеры не спешат приобретать крымское зерно, ведь вывезти его морским путем будет невозможно. Остается надеяться, что оживится внутренний рынок.

Правда, времени на ожидания у аграриев совсем нет — в августе подходит срок расчета с кредиторами.

— Прошлый год был не совсем удачным для нас, поэтому в нынешнем году мы просили гербициды с отсрочкой платежа, — рассказывает руководитель фермерского хозяйства Сергей Рева. — Потом кураторы из других регионов России помогли нам топливом, с отсрочкой платежа. «Рослизинг» дал комбайны и технику, и тоже с отсрочкой платежа.  Все эти отсрочки завершаются, и к концу августа нам нужно рассчитаться.

Оборотных средств на покрытие обязательств не хватит, банковские займы тоже не лучший выход из ситуации. А тут еще нужно начинать готовиться к осеннему севу.

— Мое предприятие получило урожай ячменя 42 центнера с гектара, пшеницы — 32 центнера, 15 — гороха, 12 —  кориандра и горчицы, через два дня лен начнем собирать, — продолжает фермер. — Но такие культуры как кориандр и горчица вообще никто не закупает. За зерно третьего класса симферопольские перерабатывающие компании дают максимальную цену 6000 рублей. А стоимость гербицидов в нынешнем году  на 40-50 процентов выше прошлогодней, глифосаты вообще выросли в цене на 100 процентов.  Удобрения предлагают на 50-60 процентов дороже, чем мы покупали в прошлом году. А цена на зерно осталась прежней. Я, фермер, сажусь и начинаю считать: если я продам ячмень, как нам сейчас предлагают — по 5450 рублей за тонну, и пшеницу — по 6 тысяч рублей, я не заработаю на то, чтобы купить в необходимых объемах гербициды и удобрения, не говоря уже о повышении зарплат работникам. Мне не хватит вырученных денег. Так это я получил урожай 35-37 центнеров с гектара, а что делать тем, у кого урожайность 25 центнеров? Если продавать ячмень по 5100 рублей, то с ноября-декабря нужно будет опять влезать в кредиты.

Поэтому выращенный урожай крымские сельхозпроизводители везти на местные элеваторов не торопятся, выжидая, что цена на рынке хоть немного поднимется. Хотя, откровенно говоря, объективных предпосылок для этого нет — в нынешнем году в России прогнозируют рекордный урожай — около 95 миллионов тонн. Возможно, закупки скоро начнет Интервенционный фонд России.

— Минсельхоз РФ планирует ускорить интервенционные закупки продовольственного и фуражного зерна в Крыму, хотя в России эта кампания начинается обычно в ноябре, — говорит министр сельского хозяйства РК.

Но иллюзий на счет стоимости питать не стоит. Интервенционный фонд обещает выкупать зерно третьего класса максимум по 6750 рублей за тонну, четвертого класса — 6450 рублей, пятого — 6140 рублей, ячмень фуражный — 6150 рублей. Единственная отрада, что в течение года собственники смогут выкупить у фонда это зерно по той же цене, если ситуация на рынке изменится и они увидят, что могут продать его дороже.

Еще один потенциальный покупатель крымского зерна сегодня, как ни странно это звучит, — Украина.

— Сейчас нет готовых рецептов и нужно рассматривать разные варианты, например, без ограничений продавать продовольственное и фуражное зерно на Украину, — говорит Николай Полюшкин. — Если есть покупатели и вариант расчета, им нужно воспользоваться. Кроме этого, можно «пропускать зерно через желудок домашних животных», то есть решить проблему большого урожая, поправив ситуацию в животноводческом комплексе.  Только один крымский мясоперерабатывающий комплекс с собственной животноводческой базой готов закупить около 45 тысяч тонн ячменя. А продать не в ущерб внутренним потребностям аграрии Крыма могут около 150 тысяч тонн. Так и урожай не пропадет, и поголовье крупного рогатого скота возрастет.

Mail.Ru

У Вас возникли дополнительные вопросы?
Будем рады помочь!