Сегодня-завтра начнутся полевые работы в южных областях — Присяжнюк

И.о. министра аграрной политики и продовольствия о ситуации в отрасли

Продовольственная паника, наблюдавшаяся в последние дни, способна в считаные часы опустошить полки магазинов. А затягивание с началом посевной кампании может отразиться на поставках продуктов в течение всего года. О том, что делается для предотвращения этих угроз, и о перспективах отечественных сельхозпроизводителей в этом году корреспонденту издания «Коммерсантъ-Украина»  рассказал и.о. министра аграрной политики и продовольствия НИКОЛАЙ ПРИСЯЖНЮК.


– Как в нынешних условиях проходит подготовка к посевной кампании?

– Сегодня, несмотря на ситуацию в стране и сложные условия работы самого аграрного ведомства, угрозы срыва проведения весенних полевых работ нет.

– Насколько обеспечены аграрии семенами, удобрениями и горюче-смазочными материалами (ГСМ)?

– Мы вчера проводили совещание, а сегодня обзванивали регионы: ни количественной, ни ценовой проблемы с обеспечением аграриев ГСМ, удобрениями и семенами нет. Сейчас степень готовности к посевной кампании даже выше, чем в предыдущие годы. Семенами аграрии обеспечены примерно на 110%, ГСМ – на 70%, удобрениями – на 80%.

– Сколько необходимо будет пересеивать озимых?

– По нашим прогнозам, не более 500 тыс. га (из 7,8 млн га.–»Ъ»). Это ниже среднего показателя за последние 10 лет. Поэтому если температура не опустится ниже -7°C, то угрозы того, что озимые пострадают, нет. Уже начался посев яровых в Крыму, и надеемся, что в ближайшее время начнутся весенние полевые работы во всех южных областях.

– Как изменится структура посевов в 2014 году?

– В текущем сезоне под зерновые будет засеяно 16,8 млн га. Но немного изменится структура: увеличатся на 300-400 тыс. га посевы кукурузы за счет сокращения площадей под рожь и озимую пшеницу.

– Выполняет ли Украина свои контрактные обязательства перед внешними контрагентами?

– Выполняет в полном объеме. Если говорить о Государственной продовольственно-зерновой корпорации, то в этом маркетинговом году госкорпорация обязана поставить 4 млн т зерновых. 2,7 млн т мы уже поставили, осталось еще1,3 млн т. Угрозы срыва выполнения графика нет.

– Оставшиеся 1,3 млн т зерна закуплены?

– Половина уже закуплена.

– Получила ли Украина второй транш китайского кредита, как ожидалось в конце 2013 года?

– Первый транш на $1,5 млрд поступил в декабре 2012 года, а второго мы пока не получили. Этот транш выделяется на условиях обязательной закупки китайской товарной продукции на сумму $1,5 млрд. Пока такой продукции необходимого нам качества, нужной аграрному сектору страны, мы не нашли. Поэтому сейчас деньги находятся на счетах китайского экспортно-импортного госбанка.

– Какую китайскую продукцию могли бы купить украинские аграрии?

– В первую очередь это средства защиты растений, 90% которых Украина импортирует. Кроме того, мы ведем переговоры о совместном производстве китайских зерновозов на мощностях украинских вагоностроительных заводов. Речь идет о комбинированной сборке. Помимо этого, мы обсуждаем вопросы строительства в Китае судов класса «река-море», чтобы в полной мере задействовать логистику по Днепру. Активные переговоры идут и по вопросу строительства судов-зерновозов типа Panamax.

– В состоянии ли сейчас Аграрный фонд выполнять основную возложенную на него функцию – регулировать цены на украинском рынке продовольствия?

– После реорганизации на Аграрный фонд были возложены две функции: товарные интервенции для регулирования ценовой ситуации и хранение зерновых. В период ажиотажного спроса на муку, который наблюдался в связи с последними событиями в стране, Агрофонд смог увеличить предложение на рынке в три-четыре раза. Через созданную недавно структуру «Агрофинлизинг» мы будет предоставлять услугу финансового лизинга сельхозпроизводителям. Они смогут получать до 30% средств от суммы приобретаемой техники.

– Какими средствами сейчас располагает Аграрный фонд?

– Если не ошибаюсь, у фонда сейчас в обороте находится сумма, эквивалентная $4 млрд.

– А если будут необходимы срочные интервенции?

– Помимо этого, в распоряжении фонда есть 1,2 млн т зерна, крупы, мука – все необходимые резервы.

В последнее время появились сообщения о новых вспышках африканской чумы свиней. Как обстоят дела с локализацией этого заболевания?

– Плохо. Держимся из последних сил. Луганская область на карантине. К сожалению, африканская чума появилась в Евросоюзе – в Польше. Мы в окружении. Хорошо, что болезнь пока не коснулась домашних животных, а только диких. Дикие кабаны мигрируют без учета границ. Поэтому в Луганской области мы приняли решение о 100-процентной депопуляции дикого кабана.

– Может ли это привести к полному запрету экспорта украинской свинины?

– Пока мы имеем полный запрет от Российской Федерации. Ведем переговоры о том, чтобы РФ разрешила поставки из тех регионов, которые свободны от угрозы распространения африканской чумы.

– Сколько нужно средств и времени, чтобы полностью справиться с этой болезнью?

– Побороть этот вирус очень сложно. К примеру, Россия уже потратила на борьбу с ним и ликвидацию последствий 100 млрд руб. Но до сих пор в этой стране нет даже намека на то, что болезнь локализована. Наша задача состоит в том, чтобы держать ситуацию под контролем, мониторить и жестко и безжалостно, а главное быстро проводить мероприятия в случае обнаружения вспышки заболевания.

– Как ситуация с ослаблением национальной валюты сказывается на продовольственном рынке? К чему это может привести?

– Ценовые колебания, которые сейчас наблюдаются, несколько более значительны, чем в прошлом и позапрошлом году. Они вызваны девальвацией гривны и, как следствие, подорожанием импортных продуктов. Конечно, сказывается на ценах и подорожание топлива и средств защиты растений.

– Пересмотрен ли прогноз по экспорту зерна?

– Прогноз не изменен – около 32-33 млн т.

– Что делают в министерстве для восстановления поставок продукции компаний Roshen и «Мироновский хлебопродукт» на российский рынок?

– «Мироновский хлебопродукт» устранил все замечания. Что касается Roshen, то я вчера разговаривал с руководством компании, а также с представителями РФ. Ситуация по-прежнему неясна.

– В чем проблема? Когда она будет решена?

– Проблема старая и понятная. На сегодняшний день мы хотим более конкретных замечаний и более конкретных требований, но нам о них не сообщают. По «Мироновскому хлебопродукту» Роспотребнадзор пошел нам навстречу, и мы договорились, что нашу службу будут информировать, если появятся какие-то новые замечания, чтобы можно было устранить нарушения без дополнительной инспекции ветеринаров. Я считаю, что это правильный цивилизованный подход. Если бы поставки для этого предприятия были полностью запрещены, потребовалось бы около семи месяцев, чтобы начать все сначала.

– Когда начнутся поставки – на этой или на следующей неделе?

– Вот как раз через полчаса у меня будет руководство «Мироновского хлебопродукта», и они скажут, когда будут готовы.

– А когда украинская мясная продукция начнет поставляться в Китай и на другие азиатские рынки?

– Группа китайских ветеринаров как раз сейчас работает в Украине. До марта они будут знакомиться с деятельностью местных предприятий. Надеюсь, что затем через месяц-полтора наши компании получат все необходимые разрешения.

Мы также связываем большие надежды с рынком Саудовской Аравии, куда мы не могли поставлять мясную продукцию на протяжении последних восьми лет. Для того чтобы они возобновились – а это касается в первую очередь говядины и свинины,– необходимо отменить экспортную пошлину на живой скот. Как только Верховная рада на это пойдет, для нас откроются обширные рынки Ближнего Востока и стран Персидского залива. Как только работа парламента войдет в нормальное русло, мы будем стараться решить этот вопрос.

– Стоит ли ожидать в текущем году роста цен на спирт?

– В этом году нужно ожидать не роста цен на спирт, а роста его производства. И самое главное – увеличения экспорта спирта. А я буду выступать за то, чтобы цены на спирт были снижены, и начался его экспорт.

– В какие страны мы могли бы экспортировать спирт?

– В страны СНГ. Ранее мы поставляли его на рынки стран Европы.

– В этом году так и не заработал закон об обязательном добавлении биотоплива в бензин. При этом часть заводов была модернизирована как раз для выпуска этой продукции. Что будет с ними?

– Наши предприятия готовы дать то количество биоэтанола, которое необходимо для того, чтобы выполнить норму о его содержании в бензине на уровне не менее 5%. Но, к сожалению, топливные компании пока не могут соблюдать это условие, особенно это касается импортных бензинов.

– Как вы считаете, в текущем году эта обязательная норма заработает?

– Это произойдет, как только Минэнерго предпримет необходимые шаги. А мы будем требовать этого на каждом заседании Кабмина.

– В прошлом году вы заявляли, что министерство подготовило законодательные изменения, которые позволят производить и продавать ГМО-семена в Украине. Когда такая продукция может поступить на рынок?

– Вот, ждем. До тех пор пока мы не получим полного одобрения всех ассоциаций сельхозпроизводителей и заключения Академии наук обо всех плюсах и минусах этой продукции, решение приниматься не будет. Пока этот процесс затягивается.

Коммерсантъ-Украина

У Вас возникли дополнительные вопросы?
Будем рады помочь!