Bunge открывается для слияния

Уход с поста генерального директора Сорена Шредера (Soren Schroder), который являлся генеральным директором Bunge Limited с 2013 г., открывает конкурентам возможность опять обратиться к Bunge с предложением о слиянии.

Основанная 200 лет назад в 1818 году, компания активно боролась в последнее десятилетие со структурными проблемами бизнеса и вызовами рынка. В 2008 году она достигла максимальной капитализации в $14,1 млрд. После этого ее стоимость имела тенденцию к снижению (см. диаграмму). В последние два года заметным неблагоприятным фактором для операций компании стали торговые напряжения с экспортом сои – ее основного продукта.

К концу 2019 г. Bunge должна сократить ежегодные расходы на $250 млн.

В 2018 году ее акции снизились на 13%, но подскочили более чем на 1% после того, как Wall Street Journal впервые сообщил о подготовке к замене г-на Шредера.

В октябре компания проинформировала о квартальной прибыли, которая превзошла ожидания аналитиков, но ее прогноз разочаровал инвесторов.

После этого в октябре Bunge заключила мировые соглашения со своими акционерами — Д.Е. Shaw & Co. и Continental Grain Co., которые активно подталкивали ее к улучшению операционной деятельности. В результате было принято решение о введение дополнительных 4-х членов совета директоров и формировании комитета для проведения полной проверки бизнеса. Обычно такие проверки корпорации проводят перед началом переговоров о продаже или слиянии.

Разговоры о возможности слияния Bunge с Glencore и Archer-Daniels-Midland (ADM) ведутся уже почти 18 месяцев. Например, в начале этого года ADM пыталась прибрести давнего соперника и, соответственно, соевые дробильные мощности Bunge Ltd. в Аргентине. Потенциальная сделка оценивалась в $16 млрд.  По данным Credit Suisse, в США и Канаде переработка масличных культур высоко консолидирована и под контролем ADM с Bunge уже находится более 50% мощностей.

Если стоимость Bunge составляет сегодня около $8,3 млрд, то ADM – около $25 млрд (см. диаграмму). Glencore не обнародовала оценку своего сельскохозяйственного подразделения, поскольку в 2016 году она продала 49% акций двум канадским пенсионным фондам за $3,1 млрд.

Если есть лицо, заинтересованное в покупке компании или слияния с ней, то оппонентами такой сделки могут быть три инстанции: 1) руководство компании, которой делается предложение, 2) ее акционеры и 3) регуляторы на национальном уровне.

При новом руководстве Bunge складываются условия для перспективного обсуждения сделки по покупке/слиянию. В случае, когда Bunge с партнером придут к соглашению, они вынесут его на рассмотрение антимонопольных органов.

Известно, что в глобальном агробизнесе уже почти 100 лет существует неформальная группа «ABCD», которую образуют четыре компании: ADM – «А», Bunge – «B», Cargill Inc. – «С» и Louis Dreyfus Co. – «D». Они контролируют, по некоторым оценкам, 90% мирового рынка зерна.

https://files.pitchbook.com/website/files/jpg/ABCDsM_A2.jpgКолебания цен на сырьевые товары в последние два десятилетия вытеснили многих трейдеров из отрасли, что привело к устойчивой волне консолидации. И указанная группа приняла в ней самое активное участие. В период с 2007 по 2017 год она провела в совокупности 99 сделок (см. график). Примечательно, что активность резко выросла после кризиса 2008 года.

По всей вероятности, покупка/слияние Bunge с ADM или Glencore будет самой большой сделкой для агросектора и его определенной коррекции.

Если вышеупомянутая сделка будет проходить по линии «А» — «В», то это, прежде всего коснется американского континента, поскольку ADM играет важную роль в Северной Америке, особенно в США, в то время как Bunge имеет сильное присутствие в Южной Америке (Бразилия, Аргентина).

В то время как Archer-Daniels-Midland Co. использует глобальный охват, чтобы извлечь выгоду из рыночных вызовов, то Glencore, «конкурирующая» за Bunge, намерена нарастить мощь в одном из своих ключевых бизнесов. Ее доля в урожаях в США близка к нулю, а по соевым бобам в Бразилии намного меньше, чем у конкурентов.

На диаграмме слева видно, что сельское хозяйство – самое «малодоходное» направление в бизнесе компании. Поэтому сырьевой гигант стремиться поправить это за счет приобретения эффективного профильного актива.  

Сделка по линии Glencore – Bunge окажет меньший эффект для концентрации в агросекторе.  

В обоих случаях, сделка, если она состоится, будет рассматриваться антимонопольными органами с точки зрения сохранения конкурентной среды и избегания чрезмерной монополизации. Для США такая сделка, по-видимому, будет также важна в рамках внешнеторгового курса Трампа на сохранение позиций американских корпораций на глобальных рынках в противостоянии с Китаем и другими подрастающими конкурентами. 

На уровне фермеров/агропроизводителей и их организаций в США, ЕС, Китае, Индии и Бразилии идея покупки/слияния Bunge с ADM, когда о них стало известно в начале этого года, вызвала негативную реакцию.

Сама сделка приведет к консолидации в секторе, а также в перспективе генерирует цепочку более мелких консолидаций. Агропроизводители опасаются, что такая сделка скажется на перераспределении их маржи в пользу операторов-переработчиков сельхозпродукции.

По мнению Первого Вице-президента Национального фермерского союза США Роба Ларева (Rob Larew, National Farmers Union), «пришло время положить конец необузданной консолидации в сельском хозяйстве». По мнению фермеров Висконсина, США, выращивающих зерновые, им необходимо минимум пять-шесть активных покупателей, чтобы получить справедливые цены на свою продукцию.

Если сделка все же состоится, то за ней последует оптимизация товарно-финансовых потоков и активов с последующим сбором доходов от консолидации. Это также коснется и украинского рынка. 

УкрАгроКонсалт

У Вас возникли дополнительные вопросы?
Будем рады помочь!